Шихнабиева Т.Ш.
Перспективы и риски внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования
Prospects and risks of implementing artificial intelligence technologies in the higher education system
УДК: |
004.89 |
Аннотация: |
Сфера образования, наряду с другими отраслями деятельности человека, подвержена существенным изменениям из-за динамичного и стремительного распространения и внедрения современных цифровых технологий. Цифровая трансформация образования, наступление нового этапа в развитии сети Интернет, внедрение технологий искусственного интеллекта способствовали возникновению новых инструментов развития образовательных учреждений во всем мире. Эти процессы, в свою очередь, имеют как положительные, так и негативные аспекты. Технологии искусственного интеллекта предоставляют невиданные прежде возможности, но и создают новые вызовы и риски, решение которых требует кардинальных изменений и подходов. Статья посвящена перспективам внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования, вопросам еe трансформации в связи с инновационными процессами и возможностям, которые они предоставляют обучающимся и педагогам. В работе также отражены риски, обусловленные внедрением систем искусственного интеллекта в образование, для всех участников образовательного процесса. |
Ключевые слова: |
система образования, технологии искусственного интеллекта, образовательный процесс, преимущества, риски, целесообразность использования систем искусственного интеллекта |
Abstracts: |
The education sector, along with other areas of human activity, is a subject to significant changes due to the dynamic spread and implementation of modern digital technologies. A new stage in the development of the Internet, the introduction of artificial intelligence technologies, digital transformation of education have contributed to the emergence of new tools for the development of educational institutions around the world. These processes, in turn, have both positive and negative aspects. Artificial intelligence technologies provide unprecedented opportunities, but also create new challenges and risks, the solution of which requires radical changes and approaches. The paper focuses on the prospects for the implementation of artificial intelligence technologies in the higher education system, issues of its transformation in connection with innovative processes and the opportunities they provide to students and teachers. The work also reflects the risks associated with the introduction of artificial intelligence systems in education for all participants in the educational process. |
Keywords: |
education system, artificial intelligence technologies, educational process, advantages, risks, feasibility of using artificial intelligence systems |
Авторы статьи:
ШИХНАБИЕВА Тамара Шихгасановна shetoma@mail.ru |
доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «РТУ МИРЭА
- Российский технологический университет» |
Список литературы:
1. |
180 российских вузов, где готовят специалистов по нейросетям и искусственному интеллекту. //https://mel.fm/blog/mikhaillantsman/ 5691-180-rossyskikh-vuzov-gde-gotovyat-spetsialistov-po-neyrosetyam-i-iskusstvennomu-intellektu. |
2. |
Бабак Н.Г., Белорыбкин Л.Ю., Оцоков Ш.А., Теренин А.А., Шаброва А.И. Автоматическое обезличивание конфиденциальной информации. Russian Technological Journal. 2023;11(5):7-18. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-5-7-18. |
3. |
Шихнабиева Т.Ш. О некоторых проблемах организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования и пути их решения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Липецк. 2024. С. 76-81. |
4. |
Kasneci E., Se?ler K., Kuchemann S., Bannert M., Dementieva D., Fischer F., Gasser U., Groh G., Gunnemann S., Hullermeier E., Krusche S., Kutyniok G., Michaeli T., Nerdel C., Pfeffer J., Poquet O., Sailer M., Schmidt A., Seidel T., Stadler M., Weller J., Kuhn J. & Kasneci G. (2023): ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education: EdArXiv. |
5. |
Jauhiainen J. and Garagorry Guerra, A. (2023). Generative AI and ChatGPT in School Childrens Education: Evidence from a School Lesson. Sustainability 15, 18: 14025. DOI: https://doi.org/10.3390/su151814025. |
6. |
Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in 5. the era of ChatGPT. Innovations in Education and Teaching International. 2023. Pp. 1-12. |
7. |
Лукичев П.М., Чекмарев О.П. Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2024. Том 14. №2. С. 463-482. |
8. |
Лукичев П.М., Чекмарев О.П. Экономика искусственного интеллекта: перспективы и риски. Санкт-Петербург. 2023. 188 c. |
9. |
Chan C.K.Y. A comprehensive AI policy education framework for university teaching and learning. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. №1. Pp. 38. |
10. |
Шихнабиева Т.Ш. Модельное представление базы знаний современного университета // Мониторинг. Наука и технологии. 2019. №3 (41). С. 41-45. |
11. |
Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Калюжная Т.В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. №10. С. 119-132. URL: https://e-koncept. ru/2023/231099.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11099. |
12. |
Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. №3(135). С. 80-88. DOI:10.22394/1726-1139-2020-3-80-88. EDN XKTQTC. |
13. |
Оценка эффективности нейронных сетей для торговли и инвестирования на фондовых рынках. https://vc.ru/money/350564- ocenka-effektivnosti-neironnyh-setei-dlya-torgovli-i-investirovaniya-na-fondovyh-rynkah. |
14. |
Kasneci E. et al., (2023). ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education. Learning and Individual Differences. 103. 102274. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102274. |
15. |
Mhlanga D. (2023). Open AI in education, the responsible and ethical use of ChatGPT towards lifelong learning. SSRN. http:// dx.doi.org/10.2139/ssrn.4354422. |
16. |
Knox J., Wang Y., & Gallagher M. (2019). Artificial Intelligence and Inclusive Education: Speculative Futures and Emerging Practices. Springer Singapore. https://books-scholarsportal-info.uproxy.library.dc-uoit.ca/uri/ebooks/ebooks6/spring er6/2021-04-21/1/9789811381614. |
|
|